top of page

День победы над собой

Обновлено: 5 февр. 2022 г.

25 апреля 2015 года я пролез без страховки техничный 150 метровый мультипитч "День Победы" (6с; 6b+; 6c+; 7a; 6b; 6c) на Малую Шаан-Каю. На этом можно было бы и закончить, но...

Под катом вы найдете красивые фотографии, сделанные моими друзьями и статью, написанную мной. Надеюсь, вам будет интересно!

На скользкую дорожку лазания без страховки я встал давно - 7 лет назад. Как сейчас помню ту ночь, когда я шел по набережной Невы, терзаемый чувствами и мыслями, переполнявшими меня. Их было так много, что сдержать все в себе было просто невозможно и я начал судорожно думать о том, куда бы выплеснуть накопившуюся во мне энергию. Перебирая в голове то одно, то другое, я решился поехать в Крым и сделать там что-нибудь эдакое. Например, пролезть альпинистский маршрут на Форосский Кант без страховки.

Пишу смс своей жене о том, как сильно я ее люблю.

С тех пор я стал куда более опытным, как в жизни, так и в лазании. Лучше узнал себя и свое тело. Можно сказать, вырос. В моей копилке появился с десяток маршрутов, которые я пролез без веревки, некоторые из которых я лез на онсайт. О каких-то я писал на Риске, о каких-то даже друзья не слышали. Например, о моих похождениях прошлой осенью, мой брат, Сергей, узнал только сейчас, когда это случайно всплыло в разговоре. Тогда, узнав о гибели моего хорошего друга, я несколько дней не мог прийти в себя и чувствовал, что меня снова переполняет энергия, которой надо дать выход. Взяв маленький рюкзачек со скальными туфлями и мешочком для магнезии, я пошел к Малому Кильсе, где пролез что-то очень простое, что помогло мне проснуться и почувствовать себя немного легче. Но этого было недосточно и, спустившись вниз, я решил пролезть еще один маршрут - контрофорс Филатовой. На вершине меня встретили друзья и вместе мы пошли гулять в сторону Чертовой лестницы. Прогулка была приятной и спокойной, но внутри меня все еще что-то кипело. На обратном пути я снова отделился от ребят и пролез Кант по Канту на Форосе - маршрут, который я давно хотел сходить, но на который никогда не находилось времени. Не думал, что впервые побываю на нем один и без веревки.

В общем, за эти 7 лет я накопил достаточно опыта и уверенности в себе, чтобы пролезть День Победы на Малую Шаан-Каю или, как мне привычнее, на Зуб Шаан-Каи. Впервые мысли о сольном прохождении этого маршрута возникли у меня несколько лет назад. Мне хотелось попробовать пролезть в таком стиле что-то более спортивное и бескомпромиссное, чем все то, что я лазал до этого. Гладкая и монолитная 150 метровая стена с маленькими зацепками и отсутствием возможности сбежать с маршрута как нельзя лучше подходила под мои фантазии. Но в тот год обстоятельства сложились немного иначе и, в итоге, я оказался под Морчекой, где пролез Рыжий Угол. На День Победы времени не хватило. Но так даже лучше, ведь сейчас, оглядываясь назад, могу точно сказать, что тогда я был бы не готов и врядли решился бы на такое.

Первый раз на Дне Победы я побывал примерно 8-9 лет назад, вместе с братом. Если мне не изменяет память, то Серега тогда пролез все чисто, а я сорвался то ли на третьей веревке 6с+, то ли на четвертой - 7а. Так что, какое-то представление об этом маршруте у меня было. Достаточное, чтобы в голове родилась дерзкая мысль, но недостаточное для того, чтобы точно сказать: "Да, я это сделаю!". Нужно было пролезть маршрут еще раз и оценить его иным, более вдумчивым взглядом. Сделать это удалось только в этом году. 21 апреля мы с Димой стояли под Малой Шаан-Каей и, нежась на солнышке, убирали свои куртки в рюкзак, который оставляли внизу. Это было нашей самой большой ошибкой за эту поездку! Уже после первой веревки мы начали понемногу охлаждаться от холодного ветра, который дул весь апрель. А к тому моменту, когда мы подобрались к основным трудностям, мы задубели настолько, что вдумчиво лезть уже не получалось и мы старались как можно быстрее вылезти наверх, то и дело отогревая заледеневшие пальцы на шее. Эта вылазка дала мне понимание того, что я смогу пролезть все это без страховки, но дело это непростое и нужно будет полазать здесь еще денек в более теплую погоду.

Через несколько дней мы снова стояли под стеной, но в этот раз на моих ногах были штаны из софтшелла, а на теле мембранная куртка. Наступать на те же грабли не хотелось. Мы лезли неспеша - проходя каждый участок, я представлял, будто бы прямо сейчас лезу без веревки и мне нельзя падать (тем же занимался и Дима, и, как он говорит, эти мысли его сковывали и вводили в состояние ужаса). Старался каждое движение делать аккуратным и выверенным, сразу же помечая зацепки магнезией и придумывая идеальный для себя расклад. На веревке старался не висеть, предпочитая обдумывать все с лазания. То, что я мог в любом месте простоять достаточно долго и спокойно двигаться вперед и возвращаться назад, вселяло в меня дополнительную уверенность. Так, опробовав каждый участок по 1,5 раза (легкие места не повторял), я полностью убедился в том, что мне это по плечу. Вернувшись "домой", я созвонился с Антоном Педько и договорился встретиться с ним на следующее утро у начала подъема на Шаан-Каю.

Весь вечер накануне я ощущал необычайную для такого момента легкость. Даже немного удивлялся ей. Но все закончилось, когда мы выключили в комнате свет и легли спать. Всю ночь я ворочался, просыпался в холодном поту и по долгу не мог заснуть. Мне снились тяжелые и вязкие сны. Во сне все время куда-то лез. К утру я чувствовал себя измотанным, но не настолько, чтобы отказаться от своей идеи. Странное дело, но после того, как я окончательно проснулся, все сомнения куда-то улетучились. Возможно, роль сыграло то, что за последнее время без страховки я лазал более менее регулярно. А, возможно, и то, что в этот раз все это обрело некий "рабочий" формат. Раньше я лазал либо один, либо под наблюдением близких мне людей, а в этот раз со мной была целая толпа: Дима, Антон Червяков, Антон Педько, пара сотрудниц с работы Антона, которые приехали заснять все это дело на видео (зачем это им?) и собака по кличке Юго. Подойдя к скале, я думал не только о предстоящем восхождении, но и о том, как и куда повесить перила для фотографа. Для этого мне пришлось быстренько подняться на вершину Зуба по простому маршруту с восточной стороны и снова спуститься вниз. В целом, получилась неплохая психологическая разминка.

Само восхождение прошло легко и прятно. Правда и тут не обошлось без щекотливых моментов. Например, в начале, буквально в трех метрах от земли, я понял, что меня раздражает мой телефон, который то и дело упирается в ногу. Обычно я его даже не замечаю, а тут - на тебе! Пришлось сбросить его вниз, лишив себя возможности позвонить любимой, стоя не вершине. На первой станции я понял, что лезть в кофте слишком жарко и, стоя ногами на небольшой полочке, снял ее с себя и тоже сбросил вниз. На второй веревке, в одну из дырок под два пальца, без которой никак не пролезть дальше, залетел здоровенный то ли жук, то ли шмель. Ох, как я устал его оттуда выгонять! Я хлопал по дырке рукой, шумел, дул в нее и пытался закидывать внутрь кусочки магнезии. В итоге, победа оказалась за мной. Жук вылетел и я полез дальше. Третья веревка пролетела незаметно, а к четвертой, ключевой, во мне, по всей видимости, накопилось некоторое психологичекое напряжение, которое я не замечал ранее, и я почувствовал жгучее желание поскорее выбраться на пологое. Желание это усилилось, когда мне пришлось боком, прислонившись к стене выкатывать на ноге, держась правой рукой за покатую откидку на 2,5 пальца, а левой, вытягиваясь далеко вверх, к небольшой активной полочке. В награду за удачное прохождение ключевого участка мне выпало около 20 метров легких скал и подлое чувство расслабления, с которым пришлось бороться до самой вершины.

Впереди еще было 2 скользких момента, которые мне предстояло преодолеть. С первым, где надо было накатить на правой ноге, при этом держась большим пальцем в подхват за небольшой каменный наросток, я справился легко. А со вторым пришлось попотеть. Причем, попотеть в прямом смысле. Наверное, за все восхождение, именно тут я рисковал больше всего. До этого, если бы у меня слетела нога или выскользнула рука, я бы смог удержаться и не упасть. А тут я, стоя ногами на трении и держась кончиками пальцев правой руки за дохленький подхват, вынул вспотевшую левую руку из спасительной откидки на три пальца, чтобы ее помагнезить. Соскользни я в этот момент, шансов удержаться бы не было. Хорошо, что с постановкой ног и работой корпуса у меня все хорошо. =) Помагнезившись, я собрался с духом и вылез последний маленький болдеринг, после которого меня ждали простые пологие плиты и огромная трещина, которая выводит на вершину.

P.S.

Спустившись к машине и разговаривая с любимой по телефону, я сказал ей, что ухожу на пенсию. :) Тогда мне казалось, что еще очень долго в моей голове не появится мыслей о free solo. Но уже следующем вечером, в Севастополе, парень по имени Андрей, с которым я познакомился 5 минут назад, спросил меня: "Что дальше?" . И я, удивляясь сам себе, не задумываясь назвал ему мою следующую цель, реальность которой еще предстоит оценить, а подготовка к которой может занять не один год. :)

Хочу выразить свою благодарность Сивере, за поддержку на протяжении многих лет и одежду, в которой комфортно лазать в любых погодных условиях. Фирме La Sportiva, за туфли, которые не подводят меня в самые ответственные моменты.

Отдельное спасибо Антону Педько, за отличные фотографии и хорошую компанию. И, разумеется, Диме Рухленко, за то, что уже не в первый раз страхует меня во время работы над маршрутом и поддерживает во время моих соло восхождений.