Слова и изображения для приятного времяпрепровождения.
Автор всех фото - Татьяна Ковалева, фотограф команды.
Текст пытливые юзеры интернета могли читать и раньше, он практически не изменен, поскольку был написан от души по "холодным и мокрым" следам.
Для начала для тех, кто не полностью в курсе:
---С самого начала нашей прыжковой деятельности, то есть уже более 2х лет, идея поставить новый рекорд была всегда с нами.
---В октябре 2008 года была совершена поездка - разведка в Норвегию, на скалу Кьераг. Тогда мы поняли, что потенциал скалы огромный и она подходит для прыжков.
---9 месяцев шла подготовка. Набирали опыта, готовили снаряжение и копили городскими прыжками деньги.
---С 16 августа по 2 сентября была совершена поездка в стиле "большая роуп экспедиция". О ее результатах речь и пойдет ниже.
Теперь уже о самой поездке:
Выехали на 4 машинах 17 человек. Выехали провожаемые ливнем в Питере. Под дождем доехали до парома. Дальше несколько дней было солнышко. На пароме Лешу Богайчука арестовали, и затем несколько часов держали в полицейском участке Стокгольма, что задержало нас прилично. Леша открыл парашют на вертолетной площадке и потом боролся с порывами ветра. Зачем он это делал, я так и не понял:)
Когда мы еще ехали в машинах, позвонил Денис Сушко, и сказал, что сидит в Люсеботне (ближайшее жилье от скалы) и уже 3 дня непогода. Но когда мы приехали ближе к вечеру, был отличный день, и к темноте мы успели добраться до "висящего камня" (местная достопримечательность, уже на краю прыжковой скалы, до будущего лагеря от него еще минут 20) , недалеко от которого встали на ночевку рядом с лагерем ребят - роуперов из Вильнюса. Похоже, это был единственные сутки за весь срок, когда не было дождя ни минуты.
О ребятах из Вильнюса. Они приехали на несколько дней в ниши сроки, чтобы пересечься и с нами, и очень нам помогли, с заброской снаряжения и на начальном этапе навески системы. Свою систему они вешать не стали. Потом они уехали. Думаю, мы еще встретимся. Также к нам доехали двое ребят из Днепропетровска (Железный мост и друзья), которые сыграли очень значительную роль в работе на объекте. Без них бы было совсем грустно. Да здравствует международный роуп! Кроме первой ночевки, мы всей бандой жили вместе.
На следующее утро мы перенесли базовый лагерь. Единственное место на огромной территории, где в аццкий ветер периодически было спокойно, и было выбрано под него. Место красивое, в 10 минутах пешком от экзита. Стояло около 10 палаток, место под кухню под тентом у скалы.
О заброске: От машины до нашего лагеря от 2 до 3 часов с грузом 15-25 кг. Обратно налегке 1.5-2 часа. Время дано для подготовленного человека. Заброска заняла 4 ходки туда-обратно, соответственно 20 часов чисто ходового времени на человека. Сброска заняла 2 ходки, то есть еще 10 часов, но с более тяжелыми рюкзаками забитыми мокрыми веревками. То есть представьте себе, что для того, чтобы осуществить проект нужно каждому человеку ходить в среднем 30 часов!!! На это ушло несколько дней.
Расклад по дням августа:
16. выехали
17. паром
18. дошли до лагеря литовцев. заночевали
19. перенесли лагерь на новое место, сделали ходку за едой
20. две ходки за снарягой, разведка навески
--------------------------------------------------------------навеска
21. протянули репшнур, вытянули полбазы
22. дотянули полбазы, увидел полку
23. понизили дальнюю базу, провесили срт
24. повесили поводок, спустили дальнюю базу, перетянули узлы
25. -------дождь
26. кинули 2 камня для тестов. Они поставили рекорд. Сделали бегунок
--------------------------------------------------------------навеска
27. -------дождь
28. -------дождь
29. -------дождь, вечером сняли срт
30. -------дождь, днем сняли базу, сделали ходку вниз до 4 утра
31. -------дождь, сделали ходку вверх налегке и вниз с грузом. Отъезд.
1. доехали до Стокгольма.
2. основная часть команды вернулась в Питер.
Навеска системы для прыжков: Любое простое на словах действие, сопровождаемое нереальными размерами объекта и соответствующими длинами веревок, превращается в работу на полдня. Некоторые моменты, неясные заранее, прояснялись в процессе, что занимало очень много времени. К некоторым нюансам не было соответствующего снаряжения и его количества. Это все было не критично, но по мелочам все сказалось на времени работы. Да, и из тех дней, где НЕ написано "Дождь", только один был полностью сухой, и то вечером, когда мы были в лагере, он начался. Мы работали в дожди, иногда нам везло, и мы обедали, пока он шел, а потом шли вешать, когда он кончался.
Полный абзац про погоду:
"Там, где в раскладке по дням написано "дождь", это аццкий дождь и ветер. В остальные дни были просто "дождь" и мы работали".
Ветер дул постоянно, за исключением нескольких закатных штилей. Ветер нешуточный, когда идешь, наклоняешься под приличный углом, чтобы компенсировать сопротивление воздуха. Забавная картина: идут люди, наклоненные, опираясь на ветер. Около 70% времени дул такой ветер. Когда шел дождь, это были не такие дожди, как привычные из обложных не очень подвижных, затянувших все облаках. Ветер не менялся, и дождь был горизонтальный, накатывавший волнами. Промокаемость за считанные минуты полная. Соответственно и солнце нас радовало редко. Я в футболке/термобелье ни разу не ходил. Было холодно. В последние 7 дней у большинства были постоянно мокрые вещи и обувь. В предыдущие просто сырые. Вещи не сохли. В шторм сломало дуги у одной из палаток, еще несколько завалило. Редкие палатки были внутри сухие, в большинстве разными путями накапливались лужи. . Тент над кухней порвало чуть ли не в клочья, люверсы повылетали все. Посуду разбросало в радиусе 50 метров. Однажды даже выпало немного града/мокрого снега.
То есть если собрать всю непогодь за 30 дней в Ергаках и запихать это в неделю в Норвегии, можно будет сравнивать. Только ветра еще добавить.
К такой погоде даже альпинистская часть группы была не готова, что говорить об остальных.
О питании: Гульнара и Таня составили раскладку, основанную на спелеологическом их опыте, на каждый день посчитанное количество еды. Такой четкой организации качественным питанием (и разнообразным между прочим), может быть и не было в моем предыдущем опыте. Очень круто, респект. Дежурства, все как положено.
Об отдыхе: та часть группы, что не относилась к прыжкам непосредственным участием (водители, девушки водителей и наши знакомые), отдыхали на рыбалке, собирали грибы и ягоды, катались по побережью. Мы же почти безвылазно сидели в этом НОЯБРЕ на скале. Что сказывалось и на моральном состоянии приедаемости одного пейзажа. Первоначально было запланировано сделать отдых в середине, но когда мы увидели такую непогодь, стало ясно что нужно ловить каждый час без урагана.
Сброска:
3 дня мы просидели в непогоду и уже начали опаздывать по графику, рискуя не успеть на паром и на самолет в Италию. Пришлось снимать снаряжение в авральном порядке в практически ураганных условиях. Слава богу базу сняли, когда дождь шел не непрерывно, а периодически, и чуть потеплело. (с +2 до +6 может быть:) Каждая веревка, намокнув, весила в 1.5 раза больше. И так все снаряжение и наши личные вещи. Под конец началась апатия и легкие признаки паники.Чтобы успеть, мы, вернувшись с первой ходки в низ в 4 утра, уже в 8 проснулись, чтобы опять пойти вверх, и даже много девушек пошло в эту непогодь, чтобы взять груза по силам.
Резюме:
Это действительно была МЕГА роуп экспедиция. Без компромиссов, с тяжелой заброской и адской сброской, с житьем в горах в очень хреновых условиях и довольно длительное время. Всего в нашем в лагере жило 25 человек в разное время, в среднем 15-17 постоянно. Размах очень широкий.
Объект грандиозный. Чтобы от одной станции дойти до другой, нужно пройти не менее 1.5 километра по буеракам включая короткие участки лазания, что занимает около 30-40 минут.База была повешена 700-750 метров. Камни - тестеры пролетели более 300 метров свободного и до 400 метров общего падения без столкновения со скалой.
Причины, по которым мы не совершили прыжка: затянутое время навески из-за недостаточно квалифицированного в альпинистском отношении состава команды, отсутствия комплектов снаряжения для независимой работы 2х групп и супернепогоды. Также многие были не готовы жить так долго и в таких погодных условиях, что отразилось на моральном состоянии. Пополам: наши косяки и непогода. Но многое было бы не узнать и не понять, не сделав этот выезд. Вторая обвеска всегда в разы легче, принципы ее рационализации теперь налицо.
Возможно, был выбран не самый лучший период года, но в 2009 году не было возможности сделать это раньше, а позже лучше точно не будет. Не сделай мы в июне Шаан Каю, тут делать было бы нечего без опыта, полученного на ней. Длинные веревки доехали только в июне. В конце июня буги бэйсерские, в июле чемпионат по альпинизму, где мы с Андреем участвовали. Нам действительно не повезло с погодой.
Главное, мы "взломали" объект, решив ряд принципиальных вопросов, неизвестных заранее, даже после разведки, и важных для успешного завершения проекта в будущем. Ультрамарин II состоится в 2010 году. Финальная редакция предполагает учесть все тонкости навески/снаряжения/состава команды, необходимой для успеха.
В общем то, мы тут не в шашки играем, и устанавливать мировые рекорды не всегда легко. Тем он будет ценнее.
P.S. Ссори что я так часто и невпопад упоминаю непогодь. Причина этому: текст написан сразу по прилету из Скандинавии в теплую Италию, в условиях комфорта, тепла и безопасности и насыщен живыми впечатлениями. А рядом за дверью еще стояли мокрые кеды с молекулами воды из луж на плато Кьераг...
Фотоальбом:
"Если впечатление от текста одно, а от фотографических картинок другое, то представьте себе, как жалко доставать дорогостоящую оптику в дождь с ветром в 150%-ую влажность."
Одна из висячих станций
................................грань
Нефёдов Сергей
06.10.2009
Comments